Легенда британского автопрома: история роскошного Jaguar XJ-S.

В 1975 году мир увидел Jaguar XJ-S - автомобиль, который должен был заменить легендарный E-Type.

Этот роскошный гранд-турер с неоднозначным дизайном и выдающимися характеристиками стал одной из самых противоречивых, но при этом значимых моделей в истории британского автопрома.  

 

Концепция и разработка  

История создания Jaguar XJ-S, известного под кодовым названием XJ27, является ярким примером того, как амбициозный проект, изначально задуманный как преемник культовой модели, эволюционировал в совершенно иной, но не менее значимый автомобиль. Разработка началась ещё в конце 1960-х годов, заложив основы для десятилетий его производства.

Изначально проект XJ-S планировался как преемник легендарного Jaguar E-Type. E-Type, запущенный в 1961 году, был символом скорости, красоты и спортивной элегантности. Ожидалось, что новая модель подхватит эстафету, продолжая славные традиции предшественника. Однако меняющийся автомобильный рынок и строжеющие экологические и безопасные нормы повлияли на видение будущего автомобиля.

Над обликом XJ-S работал выдающийся дизайнер Малкольм Сэйер, который также является создателем неповторимого облика E-Type. Его задачей было привнести в новую модель свежие идеи, сохранив при этом узнаваемый "кошачий" стиль Jaguar. Сэйер, известный своим аэродинамическим подходом к дизайну, стремился создать автомобиль, который был бы не только красив, но и максимально эффективен.

По мере развития проекта, концепция автомобиля изменилась: вместо чисто спортивного родстера, XJ-S должен был стать роскошным гранд-турером. Это означало смещение акцента от бескомпромиссной спортивности к комфорту, утонченности и способности преодолевать большие расстояния с высокой скоростью и максимальным удобством для пассажиров. 

Этот сдвиг в концепции был вызван несколькими факторами, включая ужесточение норм по безопасности в США (ключевом рынке для Jaguar), которые делали открытые спортивные автомобили с их низкими лобовыми стёклами всё менее привлекательными, а также общим трендом на более комфортабельные и мощные дорожные машины.

Первые прототипы XJ-S начали появляться на испытаниях в 1972 году, что позволило инженерам и дизайнерам отточить каждый аспект автомобиля. Это был период интенсивных тестов и доработок, направленных на достижение высоких стандартов Jaguar в области производительности, надёжности и комфорта.

Официальная премьера Jaguar XJ-S состоялась 10 сентября 1975 года. Автомобиль был представлен миру как вершина британского автомобилестроения, сочетающая мощь нового V12 двигателя с изысканностью интерьера и характерным, порой спорным, но всегда узнаваемым дизайном. Несмотря на то, что ему так и не удалось полностью затмить славу E-Type, XJ-S занял своё почетное место в истории Jaguar, став любимцем многих ценителей гранд-туризмо и оставаясь в производстве более двух десятилетий.

 

Технические особенности  

XJ-S стал технологическим прорывом для Jaguar:  

✔ Двигатель: 5.3-литровый V12 (285 л.с.) с системой впрыска Lucas  

✔ Трансмиссия: 4-ступенчатая "механика" или 3-ступенчатый "автомат"  

✔ Подвеска: независимая на двойных поперечных рычагах спереди, "живая ось" сзади  

✔ Тормоза: дисковые на всех колёсах  

✔ Особенность: алюминиевые панели кузова на стальном каркасе  

 

Эволюция модели  

За 21 год производства (1975-1996) XJ-S претерпел множество изменений:  

✔ 1981: появление версии с 3.6-литровым рядным шестицилиндровым двигателем  

✔ 1983: рестайлинг с новыми бамперами и изменённой решёткой радиатора  

✔ 1988: модернизация V12 до 6.0 литров (318 л.с.)  

✔ 1991: глубокая модернизация с новым интерьером и кузовом  

✔ 1993: появление версии XJR-S с компрессором (322 л.с.)  

 

Спортивные достижения  

Несмотря на позиционирование как гранд-турера, XJ-S показал себя в автоспорте:  

✔ Победа в Группе 44 на чемпионате SCCA (1977-1978)  

✔ Успехи в европейском туринговом чемпионате (ETCC)  

✔ Многочисленные победы в гонках на выносливость  

✔ Специальная гоночная версия XJ-S с кузовом от Pininfarina  

 

Культовый статус и наследие  

XJ-S занял особое место в автомобильной культуре:  

✔ Снимался в фильмах "Смертельное оружие", "Живые" и других  

✔ Стал автомобилем британской королевской семьи  

✔ В 1980-х был одним из символов успеха  

✔ В 1996 году уступил место модели XK8  

✔ Сегодня считается коллекционной классикой  


Почему XJ-S стал культовым  

Эта модель заслужила любовь ценителей благодаря уникальному сочетанию роскоши и спортивного характера, предлагая идеальный баланс комфорта для дальних поездок и динамики спорткара. В её сердце бился легендарный двигатель V12, обеспечивающий мощь и неповторимое звучание, которое стало визитной карточкой. Нельзя не отметить неповторимый дизайн с характерными "летающими контрфорсами" — эти элементы придавали автомобилю узнаваемый и в то же время спорный силуэт, делая его иконой стиля. 

Несмотря на свою сложность, модель отличалась исключительной надёжностью для своего класса, что ценилось владельцами. Дополнительную ауру престижа придавала богатая история бренда и его участие в автоспорте, укрепляя имидж автомобиля-победителя.